Воспользоваться сервисами доставки или организовать все самим? Сразу дадим спойлер: универсального ответа нет. Более того, организация доставки еды из ресторана возможна и с совмещением разных вариантов.
Многое кардинально меняется со временем. Мы уже кратко упоминали о трендах доставки в другой статье. До 2019 года специализированные сервисы, вроде Яндекс.Еды или Delivery Club, находились на стадии активного роста, формирования и завоевания рынка. Их главная стратегия была в подключении как можно большего количества ресторанов. Поэтому и условия для них были вполне лояльные.
В период пандемии спрос на службы доставки для ресторанов вырос на порядок. Вместе с тем и дополнительные расходы: на возросшие зарплаты курьеров, на обеспечение санитарных норм.
Сейчас же популярные сервисы доставки перешли на стадию сокращения издержек. Поэтому их условия работы подходят далеко не для всех заведений общественного питания. Попробуем разобраться.
Определяемся с количеством заказов
Главный показатель, от которого стоит отталкиваться — количество заказов на доставку, которые есть в данный момент. Например, доставка несколько раз в день. Самостоятельная организация доставки еды из ресторана окажется, в этом случае, нерентабельной. Лучше обратиться к специализированным сервисам.
На данный момент в России работают два основных агрегатора, предоставляющие услуги доставки для ресторанов: Деливери Клаб и Яндекс.Еда. Однако сильной конкуренции между ними нет. Оба агрегатора с сентября 2022 года принадлежат одной материнской компании — Яндексу. Даже подключение к системе происходит в одном месте. Агрегатор берет комиссию за каждый заказ — до 35%.
Яндекс.Доставка для ресторанов
Ключевой плюс агрегаторов — это их широкие маркетинговые возможности. Ваш ресторан или кафе появляется в поисковой выдаче сервисов, которыми пользуются миллионы людей.
Однако это же является и главным минусом, помимо высокой комиссии, для ресторатора. Клиенты на доставку — это клиенты агрегатора, а не ваши. Именно сервис доставки для ресторанов получает всю информацию о клиенте. Он может ее активно использовать в дальнейшем для маркетинга, а не вы. Зачастую клиент даже не запоминает ресторан, в котором он заказал еду. Поэтому лояльность формируется по отношению к сервису доставки.
Поэтому есть альтернативный вариант — Яндекс.Доставка. В отличие от Яндекс.Еды, это только услуги по транспортировке, грубо говоря, сервис по заказу курьера. Соответственно, с помощью сервиса можно снять всю головную боль по операционке: поиск курьеров, отслеживание их работы, простой в случае отсутствия заказов. Но вся информация о клиенте остается у вас и может использована в дальнейшем.
Стоимость по доставке может быть либо фиксированной (190 рублей за заказ), либо динамической. Это зависит от расстояния и текущего спроса.
Если заказов много
Доставка для кафе и ресторанов может быть ключевым источником прибыли. В этом случае оптимальным вариантом является организация собственной службы.
К примеру, ряд предпринимателей в сфере общепита делились цифрами: для пиццерий со средним чеком в 900-1100 рублей стоимость доставки составляет 110-120 рублей. Таким образом, по отношению к заказу это составляет порядка 10-13% против 35% у агрегаторов. Это также ниже, чем стоимость доставки с Яндекс.Едой за 190 рублей.
Но такой вариант возможен лишь, если заказов на доставку много и по ним распределяются все постоянные расходы (зарплата курьеров, автомобиль, термосумки, создание сайта доставки для ресторана и прочее).
Что еще следует учитывать при организации ресторана доставки: радиус и кухня
Есть еще несколько неочевидных параметров, которые следует учитывать при моделировании организации работы ресторана по доставке блюд. Например, кухня и сервировка.
Если в вашем заведении подаче и красивой сервировке блюд отводится большое значение, то это «плюс» в копилку варианта с организацией собственной доставки. Благодаря ей вы сможете полностью контролировать весь процесс, в отличие от сервиса доставки. Сторонний курьер может не знать нюансов перевозки блюда или просто быть неряшливым — в итоге пострадает ваша репутация. А в случае доставки пиццы или, например, индийской кухни сервировка зачастую не имеет большого значения, поэтому такие варианты часто востребованы в формате «с собой» и особых требований по транспортировке нет.
От кухни во многом зависит от радиус доставки: какое количество времени ваше блюдо остается вкусным? К примеру, для пиццы этот период намного меньше, чем у суши.
Кроме того, если делать максимально широкую доставку, то увеличивается ее себестоимость (время работы курьера, расходы на бензин и транспорта). Если же сильно сужать радиус, то можно лишиться потенциальных клиентов. Поэтому доставка для ресторанов — это всегда поиск подходящего баланса, который для каждого случая определяется индивидуально.