Курица или рыба? А может ни то, ни другое? Организация питания в самолетах каждым авиаперевозчиком устанавливается самостоятельно. Согласно п. 98 федеральных авиационных правил, авиакомпания вправе не предоставлять питание и горячие напитки на коротких рейсах. Если предварительно предупреждает об этом пассажиров.
Тем не менее, данное правило применимо только для лоукостеров. Для большинства людей набор питания на борту — это приятный момент в полете. Пусть и не главный, но все же один из факторов выбора той или иной авиакомпании. Плюс способ отвлечься от аэрофобии (таких пассажиров, по разным оценкам, от 20 до 40% людей).
Организация питания на борту: требования законодательства и санитарные нормы
В вышеуказанных ФАП, которые фактически являются приказом Минтранса России, есть еще один пункт. Он связан с правилами питания на борту самолета. Согласно п. 95, при продолжительности полета от 3 часов предоставляется горячее питание пассажирам. Далее каждые 4 часа (если полет в ночное время, то каждые 6 часов).
Авиаперевозчику может получать бортпитание от сертифицированного предприятия или организовать цех питания на собственной базе. На каждое воздушное судно поставляется 1,5 стандартных комплекта посуды, необходимой для полноценной сервировки рационов. Дважды в год проводится инвентаризация, старый инвентарь заменяется на новый.
Продукты, которые подверглись тепловой обработке, при нагреве +65С подвергаются быстрому охлаждению до +5С в специальном холодильнике для дальнейшего хранения. Порцирование блюд осуществляют в цеху с температурой воздуха, не превышающей +16С. Для этого используются столы, оснащенные охлаждаемой поверхностью. Бортовое питание расфасовывают в контейнеры и хранят не дольше трех часов в специальных холодильных комнатах.
Предварительная заявка на блюда для пассажиров подается в цех не позднее 12 часов до вылета. Основной заказ передается на борт не позднее, чем за три часа до старта самолета в базовом аэропорту. В промежуточном – за два часа максимум.
Правила питания в самолетах: ассортимент
Правила питания в самолетах требуют, чтобы питание реализовывалось в срок с соблюдением всех санитарных норм. Во избежания возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в ассортимент не включаются следующие продукты:
- продукция из мясного фарша;
- вареные колбасы и паштеты;
- любые продукты в панировке;
- кремовые пирожные.
Салаты заправляются непосредственно в самолете. Готовая кулинарная продукция не упаковывается в целлофан. Соки в 3-литровых упаковках не используются.
Организация питания в самолетах с указанием базовых наименований рационов:
- Горячее блюдо + гарнир (курица, рыба – судак, осетрина, ростбиф, шашлык, антрекот, тушеное мясо, плов, сосиски, котлеты и проч.).
- Закуска.
- Хлеб (подается пшеничный либо ржаной).
- Чай, кофе.
- Кондитерское изделие (булочка, печенье и проч.).
- Джем, повидло.
- Сахар, соль, перец.
- Сок (апельсиновый, яблочный, томатный, вишневый, виноградный, абрикосовый), вода.
Возможно включение в меню мясных консервов, сливочного масла в индивидуальной упаковке. Также фруктов, вареного яйца, детского питания. Некоторые перевозчики предлагают пассажирам континентальный завтрак. Он включает (опционально): сосиски, омлет, мясное ассорти с гарниром, булочку, шоколадные конфеты, специи, лимон. Путешествующим 1 классом предоставляются сыр и алкогольные напитки.
Согласно правилам организации питания на борту вс, в самолет обязательно доставляется охлажденная питьевая вода в специальных емкостях. Лечебная минеральная вода на борту не используется. Температура напитков – +14С.
При составлении меню учитывается специфика рейса, пассажирский контингент. Рекомендуется включать позиции национальной кухни, а также вегетарианские и постные блюда.
Правила сервировки
Сервировка осуществляется на подносах или полуподносах. Они застилаются бумажной, льняной либо тормозной салфеткой. В зависимости от класса обслуживания блюда подаются в одноразовой либо фарфоровой однотипной посуде.
Организация питания на борту самолета подразумевает соблюдение правил этикета.
- Напитки разливаются в тару на 2/3 объема.
- Между посудой, расставленной на подносе, соблюдается расстояние 1 см минимум.
- При обслуживании с тележки сверху ставятся емкости с напитками или чайник с кипятком, стаканы (дном вверх). Для подачи стаканов/чашек и горячих блюд следует использовать рабочие тарелки. Тележку обслуживают два бортпроводника.
Более детально с правилами и рекомендациями можно также ознакомиться в ГОСТ Р 56747-2015 — национальном стандарте по организации и технологии бортового питания.