Организация питания в самолетах: основные требования и правила

Курица или рыба? А может ни то, ни другое? Организация питания в самолетах каждым авиаперевозчиком устанавливается самостоятельно. Согласно п. 98 федеральных авиационных правил, авиакомпания вправе не предоставлять питание и горячие напитки на коротких рейсах. Если предварительно предупреждает об этом пассажиров.

Тем не менее, данное правило применимо только для лоукостеров. Для большинства людей набор питания на борту — это приятный момент в полете. Пусть и не главный, но все же один из факторов выбора той или иной авиакомпании. Плюс способ отвлечься от аэрофобии (таких пассажиров, по разным оценкам, от 20 до 40% людей).

Организация питания на борту: требования законодательства и санитарные нормы

В вышеуказанных ФАП, которые фактически являются приказом Минтранса России, есть еще один пункт. Он связан с правилами питания на борту самолета. Согласно п. 95, при продолжительности полета от 3 часов предоставляется горячее питание пассажирам. Далее каждые 4 часа (если полет в ночное время, то каждые 6 часов).

Авиаперевозчику может получать бортпитание от сертифицированного предприятия или организовать цех питания на собственной базе. На каждое воздушное судно поставляется 1,5 стандартных комплекта посуды, необходимой для полноценной сервировки рационов. Дважды в год проводится инвентаризация, старый инвентарь заменяется на новый.

Организация питания в самолетах - основные требования и правила
Японская авиакомпания предлагает блюда национальной кухни в самолете и это вызывает восторг у пассажиров, судя по отзывам в Интернете

Продукты, которые подверглись тепловой обработке, при нагреве +65С подвергаются быстрому охлаждению до +5С в специальном холодильнике для дальнейшего хранения. Порцирование блюд осуществляют в цеху с температурой воздуха, не превышающей +16С. Для этого используются столы, оснащенные охлаждаемой поверхностью. Бортовое питание расфасовывают в контейнеры и хранят не дольше трех часов в специальных холодильных комнатах.

Предварительная заявка на блюда для пассажиров подается в цех не позднее 12 часов до вылета. Основной заказ передается на борт не позднее, чем за три часа до старта самолета в базовом аэропорту. В промежуточном – за два часа максимум.

Правила питания в самолетах: ассортимент

Правила питания в самолетах требуют, чтобы питание реализовывалось в срок с соблюдением всех санитарных норм. Во избежания возникновения и распространения инфекционных заболеваний, в ассортимент не включаются следующие продукты:

  • продукция из мясного фарша;
  • вареные колбасы и паштеты;
  • любые продукты в панировке;
  • кремовые пирожные.

Салаты заправляются непосредственно в самолете. Готовая кулинарная продукция не упаковывается в целлофан. Соки в 3-литровых упаковках не используются.

Организация питания в самолетах - основные требования и правила
Эффектная подача питания в авиакомпании из Сингапура

Организация питания в самолетах с указанием базовых наименований рационов:

  • Горячее блюдо + гарнир (курица, рыба – судак, осетрина, ростбиф, шашлык, антрекот, тушеное мясо, плов, сосиски, котлеты и проч.).
  • Закуска.
  • Хлеб (подается пшеничный либо ржаной).
  • Чай, кофе.
  • Кондитерское изделие (булочка, печенье и проч.).
  • Джем, повидло.
  • Сахар, соль, перец.
  • Сок (апельсиновый, яблочный, томатный, вишневый, виноградный, абрикосовый), вода.

Возможно включение в меню мясных консервов, сливочного масла в индивидуальной упаковке. Также фруктов, вареного яйца, детского питания. Некоторые перевозчики предлагают пассажирам континентальный завтрак. Он включает (опционально): сосиски, омлет, мясное ассорти с гарниром, булочку, шоколадные конфеты, специи, лимон. Путешествующим 1 классом предоставляются сыр и алкогольные напитки. 

Капсулы свежести Arcticfresh
Для пассажиров первого класса можно предложить дополнительные опции: например освежающие капсулы Freshca, которые не портят эмаль в отличие от жвачки

Согласно правилам организации питания на борту вс, в самолет обязательно доставляется охлажденная питьевая вода в специальных емкостях. Лечебная минеральная вода на борту не используется. Температура напитков – +14С.

При составлении меню учитывается специфика рейса, пассажирский контингент. Рекомендуется включать позиции национальной кухни, а также вегетарианские и постные блюда. 

Правила сервировки

Сервировка осуществляется на подносах или полуподносах. Они застилаются бумажной, льняной либо тормозной салфеткой. В зависимости от класса обслуживания блюда подаются в одноразовой либо фарфоровой однотипной посуде.

Организация питания на борту самолета подразумевает соблюдение правил этикета.

  • Напитки разливаются в тару на 2/3 объема.
  • Между посудой, расставленной на подносе, соблюдается расстояние 1 см минимум.
  • При обслуживании с тележки сверху ставятся емкости с напитками или чайник с кипятком, стаканы (дном вверх). Для подачи стаканов/чашек и горячих блюд следует использовать рабочие тарелки. Тележку обслуживают два бортпроводника.

Более детально с правилами и рекомендациями можно также ознакомиться в ГОСТ Р 56747-2015 — национальном стандарте по организации и технологии бортового питания.